« Вернуть букву Ё! »

 

Пьеса-сказка для детей и их родителей, с песенками.

Полноформатная версия – перейти к   к о р о т к о й   версии пьесы

 

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а :

 

Алёна, девочкачувствительная.

Фёдор, мальчик думающий.

Тёма, мальчик - весельчак.

Бабка-Ёжкакомпанейская.

Госпожа Азбукаответственная и бережливая.

Ёлка, леснаяпрожорливая.

Ёжик, леснойлысеющий.

Лень, повсеместнаяленивая.

Буква Ё - всем крайне необходимая.

В   э п и з о д а х :

Ежи-соседи .

 

______________________________________________

* Все слова в пьесе читать, строго как написаны.

* Песенки героев могут использоваться или нет, по желанию постановщиков.

______________________________________________

 

 

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

На сцене   д е в о ч к а  А л ё н а ,  сидит, плачет.

Входят   Ф ё д о р  и  Т ё м а .

 

Фёдор (Алёне).   Ты чего плачешь?

Тёма (смеясь).   Рева-корова! Рева-корова!

Алёна (Тёме).   Сам ты корова! Зеленая!

Фёдор (Алёне).   Ты неправильно говоришь – «зеленая». Надо…

Тёма (смеясь).   …зеленая.

Фёдор (Тёме).   И ты неправильно говоришь. Надо не «зеленая», а «зеленая». Ой, и я неправильно говорю. Попробую еще разик – зеленая, зеленая…

Тёма (смеясь).   «Еще»! «Зеленая»! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Фёдор (растерянно).   Почему-то и у меня правильно не выходит…

Алёна.   И не выйдет! Ни у кого не выйдет! Потому что от нас ушла… от нас ушла… (Плачет.)

Фёдор.   Кто ушел? Ой, опять неправильно говорю…

Тёма (смеясь).   Хи-хи-хи, не могу – «ушел», «ушел»!

Алёна (Тёме).   Да заткнись ты! (Фёдору.) Буква от нас ушла. Буква Е.

Фёдор.   Буква Е?

Алёна.   Да не Е – Е как раз на месте. Е ушла, тупица! Я просто не могу эту букву правильно назвать, потому что этой буквы больше нет. Помнишь, была такая – Е, а сверху две точки? Их никто ставить не любил…

Фёдор.   А, понимаю – буква Е!

Алёна.   Вот видишь? Эту букву теперь никому не назвать, потому что такой буквы больше нет.

Фёдор.   Хорошо, будем говорить «Е-две-точки».

Тёма (смеясь).   Хи-хи-хи, не могу – «Е-две-точки»!

Алёна и Фёдор (Тёме, вместе).   Да заткнись ты!

Фёдор (Алёне).   А ты откуда знаешь, что она ушла?

Алёна.   От верблюда! Это же ясно, ты что – глухой? Да меня с самого утра все называют Аленой. А на самом деле я – Алена.

Тёма (смеясь).   Алену называют Аленой – вот умора!

Алёна (Тёме).   Балда! Меня не Аленой зовут, у меня в имени Е-две-точки. Я – Алена Е две точки. Дошло?

Фёдор.   Дошло.

Алёна.   Мне учительница велела сегодня перечислить моих домашних любимцев. Я и говорю – котенок, осел и пес. А она мне двойку влепила.

Тёма (смеясь).   Осел, осел! У Алены – котенок осел! И пес осел! Все осели, хи-хи!

Алёна.   Сам ты осел, ничего смешного! Не «котенок осел», а просто «осел». «Осел-Е-две-точки», понимаешь? С хвостом и длинными ушками. И это не у меня осел, он у соседей был, когда мы летом к дедушке на каникулы ездили. Такой милый, с мягонькой шерсткой… А мне за него двойку влепили. И скоро у всех будут такие же двойки! А главное – будет сплошная путаница в словах. Вот я маме сегодня картинку нарисовала, красивую-красивую – с летящей птицей! И написала внизу название (произносит с паузой на точке – и с выражением) «Птица. Полет в облаках!» А мама прочла: «Птица полет в облаках», они с папой долго смеялись: они решили, что птица полет в небе сорняки… прямо, как у бабушки на даче…

 

Тёма хихикает.  

 

Фёдор.   Значит, и я был Федор-Е-две-точки, а теперь я просто какой-то Федор. (Тёме, смеясь.) А ты стал Артем, вернее – просто Тема.

Алёна.   Он – Тема? Как для сочинения?

 

Фёдор и Алёна хохочут.

 

Тёма (обиженно).   Никакая я вам не тема, я тоже Тема-Е-две-точки!

Алёна.   Вот и не дразнись, раз и ты две точки потерял! Лучше давайте думать, как вернуть букву Е в слова и наши имена. То есть – букву Е-две-точки.

(Поёт.)

        Ах, я с утра брожу в печали,

        Меня не радуют цветочки…

        Ах, почему не замечали

        Мы эту букву – Е-две-точки?

Тёма (поёт).  

        Всего-то лишь – пропала буква,

        А мир разбился на кусочки.

        И рассказать я не могу вам,

        Как плохо жить без Е-две-точки!

Фёдор (поёт).  

        И без ошибок нам, ребята,

        Теперь не написать ни строчки.

        Но разве в этом виновата

        Простая буква – Е-две-точки?

 

Слышен стук да гром – дети разбегаются. Свет на мгновение меркнет, и на сцене появляется некий летательный аппарат с мигающими огоньками: это ступолёт с  Б а б к о й – Ё ж к о й.

 

Бабка-Ёжка (вылезая из ступолёта).   А чего тут думать-то, дети? Букву пропащую надо искать.

Алёна (пугаясь).   Ой, ты кто? Космический пришелец?

 

Бабка-Ёжка прихорашивается: расправляет юбку и трясёт космами-дреддами.

 

Тёма (пугаясь).   Ай! Да ты ведьма?!

Бабка-Ёжка (с обидой).   Сам ты – ведьма.

Фёдор (приглядываясь).   Вообще-то, на Бабу-Ягу из книжки очень похожа.

Бабка-Ёжка.   Правильно мыслишь, мальчик! Только никакая я не Баба-Яга. Баба-Яга была злая, коварная и вредная, это пройденный этап. Я много читала, думала и изменилась: это называется «духовный рост». И я не хочу возвращаться к прошлому. Я теперь очень милая и компанейская бабушка – Бабка-Ежка.

Алёна (пугаясь).   Ежка? Ты что, всех ешь?

Бабка-Ёжка.   Ой, да никого я не ем, девочка! Я пиццу ем, шоколад, мороженое и хот-доги, ясен пень. Не Ежка я, не Ежка! – я тоже Бабка-Ежка-Е-две-точки. Дошло?

Алёна.   Дошло, ага. А детей ты не крадешь?

Бабка-Ёжка (передразнивая).   «Крадешь-крадешь»! Да зачем их красть, одна возня с ними, нытиками: всегда-то им скучно – не знают, чего хотят. И чем заняться, не знают. А вот у меня с утра до вечера дел по горло (загибает пальцы) – чтение, интернет, авиаклуб «Ступа 21-й век». А по выходным – ролевые игры с друзьями, на темы русских народных сказок. Очень у нас для этого костюмы красивые! Ну и люблю пошалить иногда, спеть-сплясать – я веселая, эх!

(Поёт и приплясывает.)

 

        Баба-Яга – Костяная Нога

        Очень любила детишек пугать,

        Я, Бабка-Ежка, другая –

        Радую, а не пугаю!

 

        Баба-Яга очень вредной была,

        Всех обижала, дурила, врала.

        Я, Бабка-Ежка, известна

        Лишь поведением честным.

 

        Баба-Яга не умела читать,

        Книжки любила лишь в печку кидать –

        Я, Бабка-Ежка, без чтения

        Не проживу и мгновения!

 

        Баба-Яга в мрачной чаще жила,

        Мрачные там замышляя дела,

        Я, Бабка-Ежка, иная –

        Добрая – и озорная!

 

(Пляшет.) Эх! Эх! Говорю же вам – я веселая!

Тёма (смеясь).   Веселая – ой, не могу!

Бабка-Ёжка (отдуваясь).   Ты, мальчик, дохохочешься! На себя лучше посмотри… (презрительно) Тема.

 

Тёма надувается.

 

Алёна.   Бабка-Ежка, как ты думаешь: где же нам искать Е-две-точки?

Фёдор.   А чего тут думать? Интернет на что? (Достаёт из рюкзачка ноутбук.)

Тёма.   Да там свалка, в этом Интернете, не найти ничего, я пробовал. А уж букву какую-то…

Алёна.   Не какую-то, а Е-две-точки!

Фёдор (Тёме).   Тема-друг, не хохотать надо, а учиться пользоваться сетевыми поисковиками. С поисковиками в Интернете что угодно найдёшь….

Бабка-Ёжка.   …ничего не спрячется. (Фёдору.) Верно, мальчик, как я сразу не догадалась, ясен пень? (Отбирает у Фёдора ноутбук, садится, открывает его.) Надо правильно составить поисковый запрос. Э э э… напишем вот так… (Стучит по клавиатуре.) «Вернуть букву Е!»

Фёдор (Бабке-Ёжке).   Бабуля, так мы ничего не узнаем. Нам ведь не буква Е нужна, а Е две точки. А такой буквы больше нет, значит – запрос у тебя вышел неправильный.

Бабка-Ёжка (Тёме).   Эх, мальчик-мальчик, что ты в поисковых запросах понимаешь? Не только в книжках и тетрадках, но и в самом Интернете многие давным-давно пишут букву «Е» вместо «Е-две-точки». Поисковики умеют с такими неграмотными пользователями разбираться. Вот – видишь сколько нам сразу выпало ответов? Полторы тысячи ответов!

Алёна.   Ой, как много людей хотят вернуть букву Е-две-точки! Но где же она теперь? Куда делась?

Бабка-Ёжка.   А вот об этом тут нигде не сказано. Спрошу-ка я своих сетевых подруг, ведьмочек и кикиморок лесных, вечно они в Интернете торчат, сплетни пишут и читают. Вдруг чего слышали? (Стучит по клавиатуре.) Нет, и кикиморы ничего слыхом не слыхивали.

Фёдор.   Ребята! Я, кажется, понял. Где все буквы хранятся?

Бабка-Ёжка.   В погребе?

Тёма.   В кладовке?

Алёна.   В архиве?

Фёдор.   Да нет же! – все они в алфавите, в азбуке. И наша буква должна быть именно там.

Бабка-Ёжка.   Так чего мы стоим? Айда, в азбуку!

Тёма (недоверчиво).   В азбуку? В книжку, что ли? А туда разве можно?

Алёна.   И как туда попасть?

Бабка-Ёжка.   Тут нам, девочка, даже Интернет не поможет, ясен пень… (захлопывает ноутбук, суёт его в руки Фёдору, шарит в своих объёмистых карманах) поможет только старая проверенная сказочная техника.

 

Бабка-Ёжка вынимает из одного кармана блюдечко, сдувает с него пыль; вынимает из другого кармана яблоко, отирает его краем одежды. Потом медленно катает яблоко по блюдечку, дети смотрят, затаив дыхание.

 

Катись яблочко по блюдечку, наливное – по серебряному. Покажи нам, где найти азбуку.

Алёна.   Ой, я о таком только в сказках читала… Это что, древний компьютер?

Тёма (хохочет).   Ну и техника! Ну и монитор! Ну и мышка!

Фёдор (глядя в блюдечко).   Тише ты! Я что-то вижу… деревья вижу какие-то… Не может быть!

Бабка-Ёжка.   Может, мальчик, может! Если веришь в сказку, возможны чудеса. (Всматривается в блюдечко.) Узнаю я это место – это не простые деревья, это волшебный сад. И сад этот - за высокой-высокой оградой в дремучем-дремучем лесу.

Алёна.   Ой! Как же нам туда попасть?

Фёдор.   И на каком транспорте добираться?

Бабка-Ёжка.   Положитесь на меня: доставлю вас в дремучий лес мигом. Видите? (указывает на ступолёт) – это мой новейший ступолет-2015*. То есть – ступолет-Е-две-точки, ясен пень.

Алёна.   Как ковер-самолет?

Бабка-Ёжка (передразнивая её).   «Ковер-ковер», тоже мне – барахолка! У меня – супер-техника! Такую ни за что моль не съест. И никакие высокие ограды ей не помеха!

Тёма (хихикает).   На мусоровоз похоже.

Бабка-Ёжка.   Сам ты мусоровоз… Тема!

Фёдор (Бабке-Ёжке).   Но почему - 2015? Ведь 2015-й год пока не наступил?

Бабка-Ёжка (гордо).   Это техника будущего, мальчик!

Алёна.   А мы все туда поместимся?

Бабка-Ёжка.   А как же? И не такая мелюзга помещалась – бывало, сам Иван-Царевич со мной летал! Айда, залезай! (Влезает в ступолёт, за ней – и все остальные, Тёма забирается последним.) Быстрей, быстрей ты, Тема, мало каши ел! Ну что, полетели?

Все (дружно).   Полетели!

 

Гром, стук. Затемнение.

 

___________________________________

Примечание автора.

* Соответственно году постановки, номер ступолёта может меняться на следующий: 2016, 2017 и т.д., чтобы техника будущего – всегда будущей и оставалась.

___________________________________

 

 

 

 

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Волшебный сад Азбуки: много деревьев шумит разноцветной листвой, каждое дерево – это какая-то буква.   Г о с п о ж а   А з б у к а   ходит меж деревьями и поливает их из лейки.

Посередине – волшебное озерцо-экран, оно таинственно светится.

Гром, стук, свет мелькает – появляется ступолёт со всеми героями.

 

Фёдор (выпрыгивая из ступолёта, Азбуке).   Здравствуйте!

Алёна.   Извините, что мы так шумно, без приглашения. (Аккуратно вылезает наружу.)

Тёма (Азбуке, из ступолёта, опасливо).   А вы кто вообще?

Бабка-Ёжка.   Э, да кто ж так со взрослыми разговаривает, невежа? Одно слово – Тема! (Выпихивает Тёму и выбирается сама.)

Госпожа Азбука.   Здравствуйте, друзья, я – хозяйка этого сада, Азбука. Кто просто так называет, кто госпожой величает. А вы сами кто?

Алёна (озираясь).   Ой, как же у вас тут красиво, госпожа Азбука, какой прекрасный сад! Знаете, я Алена, а это – мои друзья, Тема и Федор. А это – Бабка-Ежка. На самом деле, у нас у всех другие имена…

Фёдор.   …но мы их не скрываем, мы их просто не можем правильно назвать, потому что…

Бабка-Ёжка.   …потому что пропала одна буква…

Тёма.   …очень важная буква!

Госпожа Азбука.   Ну что вы, друзья, у меня буквы не пропадают – все они на месте, сами смотрите. (Указывает на деревья.) Вот они – все мои буквы, одна к одной, все тридцать три.

Тёма (недоверчиво).   Тридцать три? Эти-то все деревья?

 

Госпожа Азбука кивает.

 

Что-то многовато**...

Алёна.   Они что, живые, все наши буквы?

Госпожа Азбука.   Разумеется, живые. И с каждой из них можно разговаривать с помощью моего волшебного экрана. (Указывает посохом на озерцо-экран.)

Тёма.   Да это ж просто вода! Лужа.

Госпожа Азбука.   Нет, дружок, это не лужа, это – экран из воды. Вода живительна, она питает корни деревьев, и она приносит к ним наши мысли. И деревья посылают нам в ответ нужные слова. Ведь без слов нельзя разговаривать, без слов ничего друг другу сказать нельзя. Без слов все наши мысли при нас останутся. Вот, слышите?

 

Все затихают. Слышен шелест листьев, похожий на шёпот.

 

Тёма.   Ой, страшновато, даже мурашки…

Фёдор.   Почему так странно шелестят эти листья?

Госпожа Азбука.   Эти листья – слова. Каждое дерево – это буква, и на ней слова как листики растут. Те, что с этой буквы начинаются.

Тёма.   А если листик оторвать? Слово исчезнет?

Госпожа Азбука.   Ничего, листик снова вырастет – и никуда слово не денется. А когда новое слово в языке появляется – новый листик вырастает.

Тёма.   Новое слово? Это какое же?

Госпожа Азбука.   Какого раньше никогда не было.

Тёма.   А разве такие бывают?

Госпожа Азбука.   Конечно. Ты сам можешь слово придумать.

Тёма.   Я?! Ура! Сейчас придумаю…

Бабка-Ёжка (быстро).   «Лягушкола».

Тёма.   Лягушкола? Это что такое?

Бабка-Ёжка (хихикает).   Это школа, где лягушкольники учатся.

Алёна.   Я поняла! Это школа для лягушат.

Госпожа Азбука (улыбаясь, пишет слово посохом на воде).   Ну вот – новый маленький листик на дереве буквы Л сразу вырос, видите? И будет расти, пока живо это смешное слово.

Тёма.   А-а-а… ну тогда… тогда…

Фёдор (улыбаясь).   «Парамбулька»!

Алёна.   А это что значит?

Фёдор (улыбаясь).   Ничего не значит, просто смешное слово!

 

Госпожа Азбука пишет слово посохом на воде, листик на дереве буквы П трепещет, Фёдор к нему подбегает.

 

И вот его новенький листок!

Тёма.   Так нечестно! Я первый начал слово придумывать! А вы мне думать мешаете.

Фёдор.   Тогда думай быстрее, Тема, а то у нас тут дело важное.

Тёма.   Сейчас, сейчас… Вот – «борщастье»!

Алёна.   А это что за ерунда?

Тёма.   Это счастье, когда борща поешь. Я очень люблю мамин борщ!

Бабка-Ёжка.   Обжора!

 

Тёма показывает бабке-Ёжке язык.

 

Тёма (Азбуке).   Ну что, где теперь это новенькое слово?

Госпожа Азбука (улыбаясь, пишет слово посохом на воде).   Ищи его листик на дереве буквы Б.

Тёма (подбегая к дереву).   Ну-у-у… какой малюсенький, совсем не видать…

Госпожа Азбука.   Ничего, вырастет, если новое слово не забудется. И без него на этом дереве много разных слов***. На одних деревьях больше слов, видите? на других - меньше. А на некоторых совсем мало. Или вовсе нет.

Бабка-Ёжка.   Это на каких же?

Госпожа Азбука.   Да вот - дерево мягкого знака: слова с него не начинаются, но в языке он очень важен! Или вот - дерево И-краткого. Мало слов на такую букву.

Алёна.   И на нашу букву мало, и на нашу – пропавшую!

Госпожа Азбука (удивлённо).   На какую же?

Тёма.   На букву Е!

Госпожа Азбука.   Ну что вы, друзья? Буква Е на месте, и в языке очень много слов на букву Е***!

 

Госпожа Азбука посохом пишет на своём волшебном экране букву Е – и дерево буквы Е в ответ шелестит листьями.

 

Слышите? Буква Е нам отвечает.

Фёдор.   Нет, пропала не буква Е – пропала другая, похожая. Мы не можем эту букву назвать, потому что такой буквы больше нет, нельзя вслух произнести.

Бабка-Ёжка.   Она была в точности, как буква Е, только сверху две точечки, малюсенькие-малюсенькие.

Алёна.   И мы о ней теперь говорим «Е-две-точки». Чтобы не запутаться.

Госпожа Азбука (кивает).   Знаю такую букву. (Пишет посохом на воде, снова и снова, но буква Ё у неё не получается.) И впрямь – никак не выходит, странно… Никогда раньше такого не было… (Идёт в сад, ищет дерево буквы Ё.) Вот оно, дерево этой буквы, только совсем засохло оно, видите? Плохо дело…

Тёма.   Плохо вы его поливали, значит.

Госпожа Азбука.   Я все буквы свои берегу и живой водицей поливаю их одинаково. Значит, это вы, люди, букву в родном языке не уберегли.

Алёна.   Может, просто полить это деревце?

Фёдор.   Подсыпать удобрений?

Госпожа Азбука.   Не поможет. Язык живой, он с человеком связан.

(Поёт.)

 

        Звери общаются звуками –

        Лают, рычат и мяукают,

        Лишь у людей, в умных их головах,

        Звуки сложились в слова.

 

                Надо беречь

                Родную речь,

                Живы слова –

                И она жива!

 

        Грустно тебе или смех через край,

        Для близких – любые слова выбирай.

        То, чем богата твоя голова,

        Ты доверяешь словам.

 

                Надо беречь

                Родную речь,

                Живы слова –

                И она жива!

 

        Каждый – один, а все вместе – народ,

        Слово общение людям даёт.

        Родной наш язык – он всему голова,

        Друзья, уважайте слова!

 

                Надо беречь

                Родную речь,

                Живы слова –

                И она жива!

 

Что человек хранит и лелеет, то в его родной речи живо – и будет расти всем на радость. А что забыто – то и засыхает навсегда.

Бабка-Ёжка.   Значит, засохла буква? Батюшки, а как же мой духовный рост? Значит, быть мне опять, ясен пень, зловредной Бабой Ягой – Костяной Ногой? И нет никакого выхода?

Госпожа Азбука (трогает корни дерева).   Не знаю… корни дерева пока живы. Ищите букву, друзья, верните поскорее, пока не поздно. Тогда и деревце это вновь зашелестит. (Поворачивается спиной и уходит вглубь сада.)

Алёна (вслед).   А где? Где искать-то? (Прислушивается.) Не ответила…

Фёдор.   Надо искать самим.

Тёма.   Бабка-Ежка, спроси у своего древнего компьютера!

Бабка-Ёжка.   Что ж, попробую, ясен пень… (Садится, достаёт блюдечко-яблочко, катает.) Катись яблочко по блюдечку, наливное – по серебряному. Покажи нам, где найти букву Е-две-точки, потерянную.

Тёма (глядя в блюдечко).   Ой, что за мрак?

Алёна.   Это лес.

Фёдор.   Лесная чаща.

Бабка-Ёжка.   Знаю, знаю я эту полянку возле болота. Раньше мы там с ведьмочками и кикиморками заплутавших путников пугали. Ясен пень, веселились, как умели.

Тёма.   А наша буква Е-две-точки там?

Алёна.   Что-то не вижу…

Бабка-Ёжка.   Вижу не вижу, какая нам разница? Других зацепок у нас нету, летим туда, ясен пень.

Фёдор (отламывает веточку от засохшего дерева).   Возьму с собой, вдруг пригодится.

Бабка-Ёжка.   Ну что, полетели?

Все (дружно).   Полетели!

 

Влезают в ступолёт.

Гром, стук. Затемнение.

 

___________________________________

Примечание автора.

** В этом месте можно, по желанию постановщиков, включить элемент игры: госпожа Азбука может предложить зрителям перечислить буквы алфавита.

 

*** В этом месте госпожа Азбука может задать зрителям вопрос: «Ребята, какие слова на букву Б вы знаете?» Также, далее по тексту – какие они знают слова на И-краткое и на букву Е.

___________________________________

 

 

 

 

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Дремучий-дремучий лес. На кочке стоит толстая   Ё л к а   и жуёт гриб.

Стук, гром, свет мигает – приземляется ступолёт, из него вылезают   Ф ё д о р ,   А л ё н а   и   Т ё м а .   Б а б к а – Ё ж к а,   кряхтя, выбирается последней.

 

Ёлка (жуя).   Стоять! Кто такие?

Алёна.   Ой! (Отскакивает.)

Ёлка.   Стоять, сказала!

Фёдор (Ёлке).   А ты кто, чтоб нам приказывать?

Ёлка.   Кто-кто? Сам не видишь? (Задирая нос.) Я – Елка!

Алёна.   Ой!

Фёдор (Алёне).   Ну чего ты боишься, глупая? Обыкновенная зеленая… елка.

Алёна.   Ты ничего не понимаешь! Надо бежать отсюда!

Фёдор.   От елки? Подумаешь, сколько таких мы в Новый год на помойку повыкидывали.

Алёна.   Она теперь не Елка-Е-две-точки, а Елка! Елка! Слышишь разницу? Видишь, какая она толстенная! Это потому что она…

Тёма (смеясь).   …всех ест. Ой… (Затихает.)

Ёлка.   Вот-вот, мальчик. Я тут вокруг всю еду уже подчистила, последний гриб жую. Вы как раз к обеду.

Фёдор.   Спасибо, мы сыты.

Ёлка.   А я – нет! Я ем, а мне мало и мало, никак не наемся. Идите-ка сюда… (Запихивает в рот гриб и угрожающе тянет к ним ветки.)

Алёна.   Ой! (Прячется за Фёдора.)

Тёма.   Ай! (Прячется за Алёну.)

Фёдор.   Да не бойтесь вы, она же дерево. Деревья неопасны, они не хищники. Вы что, ботанику не учили?

Тёма.   Тоже мне, ботаник выискался! Тут, в сказках - какая ботаника, сам посмотри? Тут на деревьях даже слова растут!

Фёдор.   Да не бойтесь вы, она нас не достанет – она же без ног, внизу – только корни.

Бабка-Ёжка.   У Елки-Е-две-точки не было ног, ясен пень. А вот у этой Елки – даже не знаю…

Ёлка.   Сейчас я вас… сейчас… (Пытается вылезти из кочки.)

Алёна.   Ой, видите…

 

Вползает   Ё ж и к .

 

Ёжик.   Пых-пых-пых! (Роняет несколько иголок. Огорчённо.) Ну вот, опять…

Алёна.   Ой, еще один колючий…

Ёжик.   Я был колючий, девочка, пока правильно назывался. А теперь я Ежик, у меня не только две точки в имени пропали, у меня теперь иголки пучками падают. Видишь? (Роняет ещё несколько иголок, вздыхает.) Скоро я буду совсем лысый и беззащитный – и умру с голоду. Или меня кто-нибудь съест.

Ёлка.   Я съем. Иди-ка сюда, лысый, иди… (Тянет к нему ветки.)

Ёжик.   Вот видите? Пых-пых-пых… Плохо без иголок. И не только мне – всем моим соседям, лесным ежам!

 

Вбегают   е ж и – с о с е д и .   Ёжик поёт и пританцовывает, остальные ежи пляшут вместе с ним и подхватывают припев.

 

                Мы ежи, ежи, ежи,

                Встретил нас – и не дрожи!

 

        Мы колючие ужасно,

        Но для друга неопасны.

 

                Мы ежи, ежи, ежи,

                Встретил нас – и не дрожи!

 

        Жук, червяк или грибок –

        Нам сгодится на зубок.

 

                Мы ежи, ежи, ежи,

                Встретил нас – и не дрожи!

 

        На спине иголки в ряд –

        Для защиты наш наряд.

 

                Мы ежи, ежи, ежи,

                Встретил нас – и не дрожи!

 

        Но когда иголок нет,

        Мы всем хищникам – обед.

 

                Мы ежи, ежи, ежи,

                Без иголок – не прожить!

 

(Ежи-соседи убегают.)

 

Алёна.   Ой, бедненькие ежи! Как же всем плохо без буквы Е-две-точки! Как нам эту букву найти?

Ёжик.   Так вы эту букву ищете? А чего искать-то? Она тут рядышком, в берлоге у Лени.

Алёна.   У какой Лены?

Ёжик.   Не у Лены, а у Лени, девочка! Лень, знаешь такую? От которой ничего делать неохота? Она тут в берлоге спит, на краю болота. И мы эту берлогу все стороной обходим, иначе так обленишься, что к зиме не наешься, жирок не нарастишь – и соси потом лапу с голодухи.

Фёдор.   А буква Е… то есть Е-две-точки ей зачем?

Ёжик.   Не знаю. Но видел: сидела она на пороге, буква эта, грустная-грустная. Меня увидала – и сразу внутрь спряталась. Берлога эта вон там… (Показывает, роняет несколько иголок.) Нет, лучше я вас сам провожу, так быстрее будет, а то заблудитесь. Надо спешить, пока я совсем не облысел. (Уходят.)

Ёлка.   Мой обед, стой! Ну куда же вы, куда! Стойте!

 

Выдирает ноги из кочки и бежит следом.

 

 

 

 

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ.

Берлога Лени.   Л е н ь   спит на лавке, под одеялом.

В самом углу, спиной, незаметно сидит на пеньке печальная   Б у к в а  Ё .

Входят   Ё ж и к,   Ф ё д о р,   А л ё н а ,   Т ё м а   и   Б а б к а – Ё ж к а .

 

Бабка-Ёжка.   Эй, Лень! Ау!

Фёдор.   Лень, вылезай, мы к тебе пришли.

Лень (зевая).   А чего… чего вы явились-то, незваные?

Алёна.   Поговорить.

Лень.   Да лень мне говорить, отстаньте.

Фёдор.   Лень, верни нам букву Е! То есть – Е-две-точки.

(Поёт.)

        Без буквы – кр`угом голова

        Все перепутались слова,

        Сплошная дребедень!

        Верни нам букву, Лень!

Лень (потягиваясь и зевая).           …а-а-ах… лень…. Отстаньте, лень…

 

Бабка-Ёжка (поёт).

        Без буквы трудности у нас –

        В ужасный день, в ужасный час

        Она попала в плен!

        Верни нам букву, Лень!

Лень (потягиваясь и зевая).           …ы-ы-ых… лень…. Отстаньте, лень…

 

Тёма (поёт, в самое ухо Лени).

        Послушай, нам нужна она:

        Мы потеряли имена.

        Чего молчишь, как пень?

        Верни нам букву, Лень!

Лень (закрываясь подушкой).           …о-о-ох… лень…. Отстаньте, лень…

 

Ёжик (поёт).

        Я был, как все ежи. Теперь –

        Я беззащитный лысый зверь,

        От встречных прячусь в тень…

        Верни нам букву, Лень!

Лень (из-под подушки).           …у-у-ух… лень…. Отстаньте, лень…

 

Алёна (поёт).

        Верни нам буковку назад –

        И слово к слову станут в лад,

        Прекрасным будет день!

        Верни нам букву, Лень!

Лень (потягиваясь и зевая).           …э-э-эх… лень…. Отстаньте, лень…

 

Бабка-Ёжка (Лени.).   Хватит зевать, хватит! (Трясёт Лень за плечи.) Верни букву Е-две-точки, кому говорят!

Лень.   Да не знаю я такой, отвяжитесь.

Алёна.   Знаешь, знаешь! Ну буковка такая, в точности, как Е. А сверху – две точки.

Лень.   Да зачем она вам? Возня, точки какие-то… Есть буква Е – и хватит с вас. (Зевает.)

Тёма.   С одной буквой Е плохо! Я был мальчик, а теперь – какая-то тема.

Бабка-Ёжка.   И я вам вовсе не Ежка! Хочу обратно новое полное имя.

Алёна.   Я первый раз в жизни получила двойку. Так стыдно, ведь я отличница!

Фёдор.   Я хочу, чтобы был порядок. Чтобы все слова опять стали правильными.

Ёжик. Да-да! А то я теперь Ежик – и лысею с таким неправильным названием…

 

Вбегает запыхавшаяся   Ё л к а .

 

Ёлка.   Зато у меня, Елки, теперь отличный аппетит! И сейчас я всех вас съем!

 

        Доброй-мирной я была,

        В тишине лесной спала,

        Шишки зрели на ветвях –

        А теперь я, всем на страх,

                        Есть хочу-хочу-хочу!

                        Проглочу!

 

        Наряжаясь в Новый год,

        Тешила лесной народ,

        Белок, мышек и зайчат –

        А теперь я всех подряд

                        Есть хочу-хочу-хочу!

                        Проглочу!

 

        От ошибок много зла –

        Я забыла, кем была,

        Только буковка одна –

        И смотри, как я страшна!

                        Есть хочу-хочу-хочу!

                        Проглочу!

 

Ёлка гоняется за героями.

 

Алёна, Фёдор, Тёма, Бабка-Ёжка и Ёжик (дружно).   Лень, верни нам букву         Е-две-точки! Или Елка нас съест!

Лень (зевая).   Да не брала я вашу букву. Брать – значит делать. А делать что-то мне лень. (Зевает.)

Буква Ё (поворачиваясь лицом).   Я сама от вас ушла. Я обиделась. Никто не хотел меня писать, все ленились ставить надо мной две малюсенькие точки!

(Поёт – или произносит.)

 

        Мы – буквы-сестрицы,

        Речей мастерицы:

        Мы слоги слагаем,

        В слова собираем.

 

        Мы в вечном движенье

        Творим предложенья,

        И все они в связке

        Сплетаются в сказки,

        Стихи и поэмы

        На разные темы.

 

Бабка-Ёжка (Тёме, тихонько).   Темы! Хи-хи-хи!

 

Тёма исподтишка показывает бабке-Ёжке кулак.

 

Буква Ё (поёт – или произносит.).

        И все эти книжки

        Девчонки-мальчишки

        Листают-читают –

        И многое знают.

 

        И всем это в радость!

        Хотим в благодарность

        Мы лишь уваженья,

        Без пренебреженья…

 

Алёна (прячась за букву Ё).   Буковка, дорогая, прости нас! Вернись! Ты нам очень нужна. Очень-преочень!

Фёдор (отмахиваясь от Ёлки).   Без тебя мы потеряли свои имена.

Ёжик (прячась за Фёдора).   И свои иголки.

Тёма (уворачиваясь от Ёлки).   А эта вот обжора вообще совесть потеряла!

Бабка-Ёжка (подставляет Ёлке подножку, та падает).   Я долго развивалась и умнела. И я не хочу становиться опять злой и коварной Бабой Ягой. Я теперь другой сказочный герой.

Лень (потягиваясь).   А-а-ах… и не лень вам всем так много болтать? Надоели, спать мешаете… (Зевает.)

Буква Ё.   Хорошо, я вернусь. Только дайте слово, что не будете меня забывать?

Алёна, Фёдор, Тёма, Бабка-Ёжка и Ёжик (дружно).   Да! Да-да-да!

 

Раздаётся тихий волшебный звон.

 

Мы даём слово!

Алёна.   Вы слышали? Мы сказали «даём слово»! «Даём», а не «даем»!

Ёлка (сидя на полу).   Спасибо, я уже всё доела. Ой, я ела?! Кошмар, ёлы-палы…

Алёна, Фёдор, Тёма, Бабка-Ёжка и Ёжик (дружно).   Ё к нам вернулась, ура!

(Помогают Ёлке встать на ноги.)

Фёдор.   Смотрите, сухая веточка опять зазеленела. И на ней не просто листики – это слова. Слова на букву Ё!

Ёжик (читает на листке).   «Ёжик». Это я! Я Ёжик – и иголки больше не падают!

Алёна.   И я опять Алёна.

Фёдор.   Я Фёдор.

Тёма.   Я Артём! Я Тёма, а не какое-то сочинение!

Бабка-Ёжка.   Я Бабка-Ёжка! Я не вернусь к прошлому.

Ёлка (читает на листке).   «Ё… ё… ёлка». Это же я! Ой, как я растолстела! Теперь придётся сесть на диету и заняться йогой.

Алёна (всем).   Кстати, слово «йога» начинается не с нашей дорогой буквы Ё,       а с И-краткого.(Ёлке.) Теперь ты, Ёлка, бегать по лесу уже не сможешь. Так что, тут в берлоге и оставайся. Лень тебя украсит на Новый год.

Лень.   Вот ещё – ёлки украшать! Мне лень. (Отворачивается к стенке.)

Алёна (Ёлке).   Тогда мы тебя сейчас украсим!

 

Все достают из карманов разные буквы алфавита, вешают их на Ёлку и читают стихи (или поют).

 

Ёлка.

        Ёлки-палки!

Бабка-Ёжка.

        Ёжкин нос!

Ёжик.

        Ёж иголками оброс!

Алёна.

        Ё – на месте!

Тёма.

        Ё – жива!

Фёдор.

        Ё вернулась к нам в слова!

Буква Ё.  

        Буква каждая важна,

        Буква каждая нужна.

Все, кроме Лени (дружно).  

        Чтоб друг друга понимать –

        Буквы нужно уважать!

 

 

Санкт-Петербург, март 2013 г. – январь 2014 г.

 

 

 

Простые правила использования текстов и список постановок

 

• Разрешается копировать тексты только при упоминании имени автора

и обязательной ссылке на первоисточник. •

 

• В случае некоммерческих постановок – убедительная просьба известить автора. •

 

• Любое коммерческое использование текстов – только по договорённости

с автором. •

 

• Размещение текстов на файлообменниках запрещено •