« Зритель »
Шутливая футуристическая пьеска
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а :
Режиссёр
Директор
Завлит
Помреж
Медик
Драматург
Старый Актёр
Билетёрша
Театр. Перед премьерой.
В зрительном зале одно-единственное кресло.
На сцене задёрнут занавес.
В зал вбегает Р е ж и с с ё р , нервно потирая переносицу.
За ним свита – П о м р е ж , З а в л и т , М е д и к .
Последним плетётся С т а р ы й А к т ё р .
Режиссёр
(Помрежу)
Ну, как? Всё готово?
Помреж
Всё, типа...
Режиссёр
А ОН? ОН придёт?
Завлит
Обещал.
Режиссёр
Обещал... Обещал...
(Нервно сжимает руки.) А свет? Лажи не будет, как в прошлый раз?
Помреж
Так это когда было, сто лет прошло! У них тогда комп завис. Теперь компы больше не виснут.
Режиссёр
Не знаю, не знаю! Я так нервничаю...
Медик
(буднично)
Бросьте, пациент. Вам вредно. Сердце перегрузится, зависнет.
Режиссёр
Так она (тычет в Помрежа) уверяет, что теперь ничего не виснет!
Медик
Это компы не виснут. А искусственное сердце – вещь тонкая, основанная на биотехнологиях. Специально разработанная модель, чтобы совсем, как настоящее. Оно запросто виснет.
Режиссёр
И... и что?
Медик
И ничего. Кранты. Новое вживлять.
Режиссёр
Господи, ужас какой... За старое ещё банку проценты выплачиваю...
(Помрежу.) Актёры готовы?
Помреж
Готовы.
Старый Актёр
Мы всегда готовы. Ночью разбуди, спроси: «Готовы?» – скажем: «Готовы!»
Помреж
Столько лет ждут, бедняги…
Старый Актёр
А вот в наше-то время как было: что ни год – то премьера…
Режиссёр
(с завистью)
Золотой век! Тогда ведь и зрителей было…
Старый Актёр
Да! Когда я впервые вышел на сцену и посмотрел в зал…. (со слезой) зрительный зал был набит битком! Все десять кресел.
Режиссёр
(с завистью)
Десять кресел!
Входит б и л е т ё р ш а с мороженым.
Помреж
Ты?! Ты почему тут?
Билетёрша
(лижет мороженое)
А что? Размяться нельзя? До спектакля ещё полчаса.
Помреж
В кассе, в кассе нужно сидеть! Вдруг Он раньше придёт – а касса закрыта.
Кто ему билет вручит?
Билетёрша
Нужен ему ваш билет! Касса закрыта, зато дверь открыта. Войдёт, не заблудится.
Режиссёр
Вот! Вот! Вот из-за таких, как вы всё искусство висит на волоске!
(Ужасно.) Уволю! На место, бегом!
Билетёрша испуганно убегает.
Что за люди? Откуда этот пофигизм, эта внутренняя пустота?
Казалось бы, в театре работает…
Помреж
Теперь полстраны в театре работает.
Старый Актёр
Полстраны в театре, полстраны в кино… А Зритель остался всего один.
Кто мог подумать, что всё так обернётся…
Входит д и р е к т о р с мини-компьютером в руках.
Директор
(Режиссёру)
У меня плохие новости – только не волнуйтесь.
Режиссёр
(хватаясь за сердце)
Что? Говорите сразу! ОН не придёт?
Директор
Я ни в чём не уверен… это только слухи, но Казюкин…
Режиссёр
Что – Казюкин?!
Директор
Казюкин во вчерашней статье написал, что ОН...
(читает с экранчика)
...«высказал определённое намерение посетить Малый Социальный театр Каблукяна».
Режиссёр
(упавшим голосом)
И что?
Директор
И то! Я ни в чём не уверен, но ходят упорные слухи, что у Каблукяна сегодня пиратская премьера.
Завлит
Мало ли что пишет критик Казюкин? Он каждый раз накануне нашей премьеры что-то да пишет. Сами знаете, какая репутация у Казюкина. Он просто хочет посеять панику в наших рядах. Может, всё это только слухи, ведь за пиратскую премьеру вне утверждённого министром ежегодного театрального графика Каблукяна можно привлечь к суду.
Директор
К суду, к суду! Суд-то, голубушка, будет потом когда-то, а премьера у нас реально сорвётся сейчас.
Режиссёр
(падая в зрительское кресло)
Всё! Я погиб… Следующий спектакль со Зрителем у нас по графику только через десять лет. Ребята, я не доживу…
Медик
Не волнуйтесь, пациент: мы вживим вам новое сердце. Пока будете на реабилитации, время пролетит незаметно.
Завлит
Суд обязательно применит к Каблукяну штрафные санкции, его ближайший публичный спектакль будет принудительно перенесён. А нас воткнут в освободившееся в графике место. Я это точно знаю: так в Психоделическом театре было, когда им Толя Сапун из «Комеди Мёртвяк» премьеру сорвал.
(Директору.) Когда ближайший спектакль у Каблукяна?
Директор
(ищет в компе)
Так-так-так… Ага… Вот! Через год и два месяца.
(Режиссёру.) Ну, это совсем скоро! Ничего, дружище, крепитесь: мы добьёмся переноса.
Входит д р а м а т у р г .
Драматург
Как дела? (Оглядывает общество.) Вы почему такие опущенные?
Режиссёр
(драматургу)
Почему? Потому что Зритель может не прийти. Вы уверены, что написали правильную пьесу?
Драматург
В каком смысле?
Завлит
В прямом. Ту, на которую захочет прийти Зритель.
Драматург
Ну… тут, как посмотреть. Вы же знаете, я работал: я собрал о Зрителе всю возможную информацию: что ОН ест, с кем спит, на какие премьеры ходил и что потом сказал.
И даже – что не сказал. Мне кажется, я знаю его теперь так же хорошо, как самого себя!
Режиссёр
Себя, себя! Все только и норовят показать себя, а Зритель…
Зритель – он единственный беспристрастный ценитель. Только ОН один…
А ведь он - понимаете? - всего один.
Завлит
И потом, мы, в конце концов, профессионалы! Никто не признает реально состоявшимся спектакль, который не посмотрел наш Зритель.
Драматург
Устарели ваши эти взгляды! Театру вообще не нужен Зритель – театр ценен сам по себе. Спектакль может идти при совершенно пустом зале – и хуже от этого он не станет, уверяю вас! Какая, вообще, разница, сидит кто-нибудь в этом дурацком зрительском кресле – или не сидит?
Директор
Так вы, дружище, договоритесь, пожалуй, до того, что и режиссёр не нужен… и актёры.
Драматург
(радостно)
Да! Вот именно! У каждого, кто читает пьесу, в голове уже проигрывается свой спектакль. И это именно вот тот спектакль, который нужен вот этому конкретному человеку!
Завлит
То есть – читателю?
Драматург
Да! А всё остальное – от лукавого!
Завлит
(ехидно)
То есть, вы признаёте, что читатель-то всё-таки должен быть?
Драматург
(задумываясь)
В принципе… В принципе, автору можно обойтись и без…
Режиссёр
(Драматургу)
Молчите! Молчите, умоляю вас, или я сейчас же сойду с ума от этих ваших безумных теорий! А новые мозги у нас пока что не вживляют.
(Медику.) Не вживляют ведь?
Медик мотает головой.
(Помрежу.) Сходите, узнайте – что там, внизу?
Помреж выбегает.
Медик
(Режиссёру)
Не волнуйтесь, пациент: если что, ваши мозги мы подключим к компьютеру.
Вбегает помреж.
Помреж
Пришёл! Пришёл!
Режиссёр
Слава богу…
Помреж
Критик Казюкин пришёл!
Режиссёр
Он?! Но зачем…
Директор
Ну, отлегло! Теперь всё в порядке – Казюкин зря не придёт!
(Режиссёру.) Теперь, считайте, премьера у нас в кармане.
Режиссёр
Не могу… Не могу больше… Что за профессия такая гнусная? Всю жизнь зависеть от этого странного существа – от этого загадочного Зрителя? Гадать: придёт – не придёт… Думать, в каком он настроении… Что ел за обедом, не болит ли у него живот, не поругался ли с женой, с соседями… Не спустило ли у него колесо, не оштрафовал ли гаишник. Есть ли у него свободное время, чёрт возьми?
(Пауза.)
А вдруг он возьмёт – и умрёт? И что мы все тогда будем делать?
Завлит
(плюёт через левое плечо)
Тьфу-тьфу-тьфу, дай ему бог здоровья! Зачем вы говорите такие ужасы?
Без Зрителя нам никак – без зрителя мы ничто.
Директор
Ну, это не только в театре так! Писателю нужен читатель, учителю – ученик, продавцу – покупатель…
Помреж
(хихикая)
…пожарнику – поджигатель.
Завлит
Парикмахеру нужна чья-то обросшая волосами голова…
Медик
У нас, в медицине, без пациента тоже никак не обойтись. Есть пациент – есть медицина. Нет пациента – полный, извините, звездец!
Завлит
И без зрителя – тоже. Зрителя! Зрителя!
Все
(скандируют)
Зри-те-ля! Зр-ите-ля!
Вбегает билетёрша.
Билетёрша
Зритель! Зритель идёт!
Слышны шаги приближающегося Зрителя.
Занавес поднимается...
Санкт-Петербург, 2008 г.
• Разрешается копировать тексты только при упоминании имени автора
и обязательной ссылке на первоисточник. •
• В случае некоммерческих постановок – убедительная просьба известить автора. •
• Любое коммерческое использование текстов – только по договорённости
с автором. •
• Размещение текстов на файлообменниках запрещено •